Домой / Знаете ли Вы, что… / Сроки и назначение боевой проверки сизод. Проверка баланса на номере Теле2 Проверка одноразовых сизод

Сроки и назначение боевой проверки сизод. Проверка баланса на номере Теле2 Проверка одноразовых сизод

Для того чтобы работа в СИЗОД была безопасной, а боевая задача успешно выполнена, каждому члену подразделения необходимо знать и соблюдать определенные требования по безопасности при работе, проверке и подключении систем.

Техническое обслуживание и порядок проведения проверок СИЗОД 1 и 2, а также других работ производятся в соответствии с нормативами и сроками, а также специальной документацией.

Результаты о выполнении соответствующих работ оформляются в специальных журналах регистрации.

Основные понятия об эксплуатации СИЗОД

СИЗОД - это устройство, которое предназначено для защиты органов чувств (дыхания и зрения) человека в особых условиях.

Изолирующие средства защиты не только предохраняют органы дыхания от воздействий вредных веществ, но и снабжают защитника воздухом, пригодным для дыхания (например, аппарат со сжатым воздухом, кислородный изолирующий противогаз и т. д).

Каждое средство обладает индивидуальным временем защитного действия.

Основные требования к пожарным СИЗОД

  • Продолжительное время действия защиты (не менее 60 минут).
  • Широкий диапазон рабочих температур (от -40 до 60 °С), а для северных регионов от -50 до 60 °С.
  • Кислородный изолирующий противогаз должен защищать органы человека не менее чем 6 часов.
  • Приведенный противогаз должен работать в диапазоне температур от -40 до 60 °С.

Дыхательные аппараты подразделяются в зависимости от на приспособления общего и специального назначения. Порядок проведения проверки 1 СИЗОД индивидуален для каждого вида защитного средства.

Надевание, снятие и правила хранения СИЗОД

Надевание и снятие средств защиты производится лишь после подачи команды старшим из состава. При работе с противогазом требуется:

  1. Снять каску и зажать ее в удобном положении.
  2. Запустить легочный автомат (для этого проделать несколько вдохов из системы средства защиты).
  3. Выпустить воздух из-под маски.
  4. Надеть

При работе с дыхательным аппаратом следует:

  1. Снять каску и зажать ее между коленями.
  2. Надеть защитную маску.
  3. Надеть сумку со спасательным устройством.
  4. Надеть каску.

Важно! Запрещается включать приборы без соблюдения порядка проведения проверки 1 СИЗОД. Подготовительной и исполнительной командами старшего по службе является: «Звено ГЗДС, в противогазы (аппараты) ВКЛЮЧИСЬ».

Виды и назначение проверок

К основным проверкам средств защиты относят:

1. Рабочая. Данный вид обслуживания проводится для проверки исправности отдельных частей аппарата и правильности его функционирования. Он выполняется непосредственно владельцем СИЗ под руководством старшего по службе. Проверка производится перед каждым включением в СИЗОД. При проведении такой проверки необходимо:

  • провести визуальный осмотр лицевой части на предмет отсутствия повреждений элементов;
  • протестировать воздуховодную систему на герметичность, исправность легочного аппарата и величину давления, при которой срабатывает сигнальное устройство;
  • в последнюю очередь проверяется давление воздуха в баллоне по измерительным приборам.

2. Порядок проведения проверки 1 СИЗОД включает в себя:

  • тестирование исправности лицевой части;
  • осмотр аппарата на предмет отсутствия неисправностей;
  • измерение давления в подмасочном пространстве;
  • проверку герметичности линий давлений, воздуховодной системы;
  • осмотр редуктора.

3. Проверка № 2 - вид технического обслуживания, который проводится в процессе эксплуатации СИЗОД, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не применяли.

4. Проверка № 3 - вид технического обслуживания, проводимого в установленные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все находящиеся в эксплуатации и в резерве СИЗОД, а также требующие полной дезинфекции всех узлов и деталей.

Герметичность линий давления исследуется в соответствии с порядком проведения проверки 1 СИЗОД СКАД.

Проверка № 2 производится после проведения проверки № 3, дезинфекции, замены и баллонов, закрепления средства за газодымозащитником. Такую проверку следует проводить не реже раза в месяц, а также после каждого использования.

Герметичность воздуховодной системы проверяется поэтапно:

  • вначале штуцер спасательного устройства подключается к адаптеру;
  • затем выключается основной дыхательный автомат;
  • далее открывается вентиль баллона и заполняется воздуховодная система аппарата;
  • после закрытия вентиля систему выдерживают еще 1 минуту;
  • если давление не превысило 1 МПа, система исправна.

Важно! При обнаружении неисправностей любое средство защиты выводится из и отправляется на базу ГЗДС для ремонта. На замену выдается резервный аппарат.

Правила хранения СИЗОД на постах и автомобилях

После проведения проверки 1 СИЗОД, порядок которой устанавливается законодательством, средства защиты помещаются в специальные места хранения. Исправные и неисправные приспособления должны храниться в специальных шкафчиках или ячейках в правильном положении. Каждое место оборудуется табличкой с указанием инвентарного номера и данных о владельце.

Каждый аппарат, который находится на хранении на посту ГДЗС, должен быть чистым и пригодным к использованию.

При проверке следует обратить внимание на предельный срок годности отдельных частей аппарата (например, регенеративных патронов, баллонов с кислородом).

При транспортировке СИЗОД на пункт проверки или ремонта используются специальные ящики с ячейками.

Рабочая проверка ДАСВ

Непосредственно перед каждым включением в дыхательный аппарат газодымозащитником производится проверка 1 СИЗОД.

Порядок проведения ДАСВ заключается в прохождении следующих этапов:

  1. Проведение внешнего осмотра маски, надежности подключения легочного автомата.
  2. Далее тестируют герметичность воздуховодной системы. При этом плотно прикладывают маску к лицу и делают небольшой вдох. Система считается исправной, если при вдохе возникает большое сопротивление.
  3. После вышеприведенных операций проверяется исправность легочного автомата, клапана выхода, величин давления.
  4. Завершительным этапом является доклад командиру звена.

Проверка защиты с использованием установок

При помощи установок, например КУ 9В, можно провести проверку 1 СИЗОД АП "Омега". Порядок проведения разделяется на несколько пунктов:

  1. Проверка исправности маски и аппаратов методом осмотра.
  2. Тестирование работы легочного автомата, величины срабатывания клапана выдоха, избыточного давления в пространстве под маской. Для этого следует выключить автомат, открыть вентиль, легким движением перевести рычаг в нерабочее положение. Далее плавно сработать насосом до момента возрастания давления. После этого перевести рычаг в рабочее положение и наблюдать за показаниями мановакуумметра. Когда давление перестанет возрастать, откроется клапан выдоха. Нормальными показателями являются: избыточное давление в пространстве под маской от 200 до 400 Па, величина срабатывания клапана 600 Па.
  3. По окончании тестирования фиксируются показания давлений и проверяется герметичность систем аппарата. Для этого подсоединяется шланг установки, открывается вентиль баллона. Далее следует снять показания с манометра высокого давления в баллоне (нормой считается 0,45-0,9 МПа).
  4. Для тестирования устройства дополнительной подачи воздуха и момента срабатывания сигнального устройства включают дополнительную подачу. Оно считается исправным, если присутствует характерный звук стравливания воздуха и специальный звуковой сигнал.
  5. Для проверки давления воздуха открывают вентиль баллона и фиксируют показания манометра. Нормальным рабочим давлением считается 25,3 МПа (для ДАСВ - 260 кгс/см 2).

Рабочие параметры СИЗОД "Профи"

Данный дыхательный аппарат обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • время защитного действия в обычных условиях - 60 мин, в экстренных - до 40 мин.;
  • масса снаряженного аппарата - 16 кг, со спасательным устройством - 17 кг;
  • рабочее давление в баллоне - 10 атм;
  • сопротивление дыханию на выходе - 350 МПа;
  • время работы при срабатывании сигнального устройства - не менее 10 минут;
  • средний срок службы - 10 лет.

Порядок проведения проверки 1 СИЗОД "Профи-М" аналогична вышеприведенным.

Нормативная документация по проверке СИЗОД

Каждое подразделение ГЗДС обязано производить проверку 1 СИЗОД. Порядок проведения, приказ № 3 от 9.01.2013 г. о котором разработан и подписан Министерством гражданской обороны, выполняется всеми службами на территории страны.

Личный состав службы обязан знать и выполнять настоящие правила и приказы, тщательно следить за состоянием средств индивидуальной защиты.

Положения приказов распространяются на личный состав центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченные органы (МЧС и их подразделения).

Ответственность за состояние приборов, аппаратов и подготовку личного состава несет старший по званию в подразделении.

Рабочая проверка СИЗОД проводится:

  • Перед использованием СИЗОД в непригодной для дыхания среде проводится рабочая проверка в соответствие с требованиями руководства по эксплуатации предприятия изготовителя СИЗОД.
  • При замене баллона СИЗОД на месте тушения пожаров в непригодной для дыхания среде (занятий, тренировок) проводится рабочая проверка СИЗОД.
  • Рабочая проверка СИЗОД проводится газодымозащитником по команде командира звена ГДЗС (руководителя занятий): «Звено, дыхательные аппараты проверь» . Время проведения рабочей проверки не должно превышать 1 минуты.

По окончании рабочей проверки газодымозащитник докладывает командиру звена ГДЗС (руководителю занятия) о готовности к включению и о значении рабочего давления в баллоне (баллонах): «Газодымозащитник Петров к включению готов, давление 280 атмосфер» .

Разрешение на включение газодымозащитника в СИЗОД дается командиром звена ГДЗС (руководителем занятия) после доклада ему о положительных результатах рабочей проверки, исправности и комплектности : «Звено, в дыхательные аппараты включись» .

Включение в СИЗОД проводится непосредственно у входа в непригодную для дыхания среду. Звено ГДЗС возвращается из непригодной для дыхания среды только в полном составе. Выключение из СИЗОД осуществляется на свежем воздухе по команде командира звена: «Звено, из дыхательных аппаратов выключись» .

Дополнительно в видео

Порядок проведения рабочей проверки

Необходимо проверить:

  1. Исправность маски и правильность подсоединения к ней легочного автомата.
  2. Герметичность аппарата на разрежение.
  3. Работу легочного автомата и клапана выдоха маски.
  4. Срабатывание сигнального устройства.
  5. Давление воздуха в баллоне (баллонах).

Проверку исправности маски и правильности подсоединения к ней легочного автомата производят визуально. Проверяют отсутствие повреждений элементов маски и надежность соединения легочного автомата с маской, а для типа 2 дополнительно:

  • вращая легочный автомат 2 (рисунки 6 и 7), убеждаются, что фиксатор 2.1 закрыт;
  • убеждаются, что маховичок байпаса 2.4 находится в выключенном положении или выключают его, повернув на 90°по часовой стрелке.

Проверку герметичности аппарата на разрежение производят при закрытом вентиле баллона (вентилях баллонов). Для проверки необходимо плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать неглубокий вдох.

ВНИМАНИЕ!!! ПОПЫТКА СДЕЛАТЬ РЕЗКИЙ ГЛУБОКИЙ ВДОХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К БАРОТРАВМЕ ЛЕГКИХ!

Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с, аппарат считается герметичным.

Для этого:

  • выключают механизм легочного автомата, для чего нажимают до упора на кнопку 2.2 (рисунки 5, 6 и 7), фиксируют на 1 – 2 с, затем плавно ее отпускают;
  • открывают вентиль баллона (одного из баллонов);
  • надевают маску и производят подгонку;
  • после первого глубокого вдоха убеждаются, что легочный автомат включился и в полости маски возникло избыточное давление, для чего делают несколько вдохов и выдохов;
  • затем, затаив дыхание, подсовывают палец под обтюратор маски и убеждаются в наличии постоянного потока воздуха из-под маски;
  • убирают палец из-под обтюратора и, затаив приблизительно на 5-10 секунд дыхание, прислушиваются, чтобы убедиться в отсутствии утечки воздуха.

При обнаружении утечки регулируют положение маски подтягиванием ремней, избегая их перетягивания, и повторно проверяют отсутствие утечки. После этого закрывают вентиль, выключают легочный автомат и снимают маску.

Проверку срабатывания сигнального устройства проводят в следующей последовательности:

  • открывают и закрывают вентиль баллона (одного из баллонов);
  • осторожно нажимая на кнопку байпаса и удерживая ее в этом положении (тип 1) или плавно поворачивая маховичок байпаса (тип 2), стравливают воздух из внутренних полостей аппарата, одновременно наблюдая за показаниями манометра аппарата;
  • в момент возникновения звукового сигнала отмечают показание манометра и убеждаются, что оно соответствует требованию руководства по эксплуатации дыхательного аппарата.

Проверку давления воздуха в баллоне (баллонах) производят при открытом вентиле (вентилях) по манометру. При проверке фиксируют показание манометра, которое должно быть не менее 25,3 МПа (260 кгс/см2).

1. Правила и порядок проведения проверок противогазов и дыхательных аппаратов.

1.1. Боевая проверка противогаза:

1.1.1. При закрытом вентиле баллона:

вынуть маску из сумки;

провести внешний осмотр маски;

вынуть пробку из патрубка соединительной (клапанной) коробки;

Поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов. Если при вдохе слышен звук сигнала, сигнализатор считается исправным;

Сделать несколько выдохов в систему противогаза и наполнить дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана. Если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным.

1.1.2.При открытом до отказа вентиле баллона:

а) проверить работу механизма постоянной подачи кислорода. Если слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;

б) проверить работу легочного автомата:

в) проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса):

г) проверить давление кислорода в баллоне. Проверяется по показанию манометра.

1.2. Боевая проверка дыхательного аппарата.

При боевой проверке необходимо:

а) проверить маску (шлем-маску):

Вынуть маску из сумки и провести внешний осмотр маски. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной;

б) проверить герметичность дыхательного аппарата на разряжение:

При закрытом вентиле баллона плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать вдох. Если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с, дыхательный аппарат считается герметичным;

в) проверить работу легочного автомата и клапана выдоха маски:

открыть до отказа вентиль баллона;

Приложить маску к лицу и сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Если не ощущается сопротивление дыханию, легочный автомат и клапан выдоха считаются исправными;

г) проверить срабатывание звукового сигнализатора (для дыхательных аппаратов типа АИР):

Закрыть вентиль баллона;

Нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Если при давлении воздуха в баллоне 5,5 _+ .1,0 МПа (55 _+ .10 кгс/см 2) слышен звуковой сигнал, звуковой сигнализатор считается исправным;

д) проверить давление воздуха в баллоне. Проверяется по показанию манометра;

е) проверить работу включателя резерва (для АСВ-2):

Для АСВ-2 со встроенным манометром повернуть рукоятку включателя резерва воздуха против часовой стрелки на 90 - 50 до упора, переведя его из положения "Р" в положение "0". Если показание давления на манометре увеличилось на 3-4 МПа (30-40 кгс/см 2), включатель резерва считается исправным. После проверки рукоятку включателя резерва воздуха 0установить в положение "Р";

Для АСВ-2 с выносным манометром установить рукоятку включателя резерва воздуха в положение "Р" и открыть вентиль аппарата до отказа. По манометру проверить рабочее давление воздуха в баллонах и закрыть вентиль аппарата. Нажатием на кнопку легочного автомата выпустить воздух из системы аппарата. Если показатель остаточного давления воздуха на манометре составляет 3-4 МПа (30-40 кгс/см 2), включатель считается исправным.

1.3. Проверка N 1 противогаза.

1.3.1. При закрытом вентиле кислородного баллона:

а) провести внешний осмотр противогаза:

Проверить чистоту металлических и резиновых частей, исправность маски или шлем-маски, подгонку ремней, надежность закрытия замков крышки и крепления выносного манометра на плечевом ремне;

б) проверить работу клапанов вдоха, выдоха и звукового сигнализатора (при его наличии):

Поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов. Если при вдохе слышен звук сигнала, звуковой сигнализатор считается исправным;

Пережать шланг вдоха и силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если дальнейшее разрежение в системе невозможно, клапан выдоха считается исправным;

Пережать шланг выдоха и силой легких попытаться создать давление в системе противогаза. Если выдох невозможен, клапан вдоха считается исправным;

в) проверить герметичность противогаза на разряжение:

Силой легких создать разряжение в системе противогаза до возможного предела. Если после задержки дыхания на 3-5 секунд дальнейшее разрежение в системе невозможно, противогаз герметичен;

г) проверить работу избыточного клапана:

Сделать несколько выдохов в систему противогаза и наполнить дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана. Если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным;

1.3.2. При открытом до отказа вентиле баллона:

а) проверить соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением:

Поднести к соединениям противогаза, находящимся под высоким давлением, тонкий тлеющий фитилек. Если отсутствует усиление горения фитилька, соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением, считаются герметичными;

б) проверить работу механизма постоянной подачи кислорода. Если через соединительную (клапанную) коробку слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;

в) проверить работу легочного автомата:

Сделать несколько глубоких вдохов из системы противогаза до срабатывания легочного автомата. Если появляется резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, легочный автомат считается исправным;

г) проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса):

Нажать на кнопку байпаса. Если слышен резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, клапан считается исправным;

Определить запас (давление) кислорода в баллоне. Определяется по показанию манометра.

1.4. Проверка N1 дыхательного аппарата.

При проверке N 1 дыхательного аппарата необходимо:

а) проверить исправность маски. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной;

б) провести осмотр дыхательного аппарата:

Подсоединить маску к легочному автомату;

Проверить надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона (ов) и манометра, а также убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей;

в) проверить герметичность системы высокого и редуцированного давления:

Открыть вентиль баллона, определить по манометру давление воздуха и закрыть вентиль баллона. Если в течение 1 минуты падение давления воздуха в системе аппарата не превышает 1 МПа (10 кгс/см 2), аппарат считается герметичным.

г) проверить величину давления, при котором срабатывает звуковой сигнализатор (для АИР):

Открыть и закрыть вентиль баллона и нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Если при давлении воздуха в баллоне 5,5 + 1,0 МПа (55 + 10 кгс/см 2) слышен звуковой сигнал, сигнализатор считается исправным;

д) проверить исправность включателя резерва (для АСВ-2)

Для АСВ-2 со встроенным манометром повернуть рукоятку включателя резерва воздуха против часовой стрелки на 90 - 50 до упора, переведя его из положения "Р" в положение "0". Если показание давления на манометре увеличилось на 3-4 МПа (30-40 кгс/см 2), включатель резерва считается исправным. После проверки рукоятку включателя резерва воздуха установить в положение "Р";

Для АСВ-2 с выносным манометром установить рукоятку включателя резерва воздуха в положение "Р" и открыть вентиль аппарата до отказа. По манометру проверить рабочее давление воздуха в баллонах и закрыть вентиль аппарата. Нажатием на кнопку легочного автомата выпустить воздух из системы аппарата. Если показатель остаточного давления воздуха на манометре составляет 3-4 МПа (30-40 кгс/см 2), включатель считается исправным;

е) проверить герметичность воздуховодной системы с легочным автоматом:

Подключить дыхательный аппарат к индикатору ИР-2;

Создать в системе дыхательного аппарата последовательно избыточное давление и разряжение. Если падение давления в системе за 1 минуту не выходит за пределы зоны "Г" контрольного устройства индикатора, аппарат считается герметичным.

Если аппарат негерметичен, то для обнаружения места утечки его погружают в воду или наносят на все соединения мыльную пену. Обнаруженную не герметичность устраняют подтягиванием соответствующего соединения или заменой уплотнения при закрытом вентиле баллона и отсутствии давления в системе аппарата;

ж) проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха:

Открыть вентиль баллона;

Создать индикатором ИР-2 разряжение под маской (в корпусе легочного автомата). Если при срабатывании легочного автомата, стрелка индикатора ИР-2 находится в пределах области "ЛА АСВ-2", легочный автомат считается исправным;

з) проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха:

Нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха легочного автомата. Если прослушивается характерный звук подачи воздуха, устройство считается исправным;

и) проверить исправность газового редуктора для дыхательных аппаратов типа АИР подключить контрольный манометр к разъему спасательного устройства дыхательного аппарата, открыть вентиль баллона (ов) и проверить редуцированное давление. Если редуцированное давление находится в пределах 0,7-0,85 МПа газовый редуктор считается исправным;

Для аппаратов типа АСВ-2 при помощи тройника установить между редуктором и шлангом легочного автомата контрольный манометр, открыть вентиль баллона (ов) и проверить редуцированное давление. Если редуцированное давление находится в пределах 0,45-0,5 МПа, газовый редуктор считается исправным.

Если при отсутствии расхода воздуха через легочный автомат редуцированное давление остается постоянным, клапан редуктора считается герметичным;

к) проверить давление воздуха в баллоне. Поверяется по манометру.

1.5. Проверка N 2 противогаза

а) провести внешний осмотр противогаза. Действия выполняются аналогично проверке N 1;

б) проверить годность регенеративного патрона.

Если с момента изготовления ХП-И прошло не более 2-х лет, срок снаряжения патрона не превысил 6 месяцев, а разница между действительным весом патрона и весом, указанном на этикетке корпуса патрона, не превышает _+ . 50 граммов, регенеративный патрон считается годным к работе;

в) проверить работу клапанов вдоха и выдоха. Проверка проводится аналогично проверке N 1;

г) проверить герметичность противогаза при разряжении:

Вставить пробку коллектора индикатора ИР-2 в патрубок соединительной (клапанной) коробки противогаза;

Установить ручку переключающего крана индикатора в положение "-";

Создать в воздуховодной системе противогаза разряжение. При достижении стрелки контрольного устройства индикатора зоны "Г" шкалы переключить кнопку перекрывного клапана индикатора ИР-2 в положение "З". Если в течение 1 мин стрелка контрольного прибора не выйдет за нижний предел зоны "Г", воздуховодная система противогаза считается герметичной;

Проверить герметичность противогаза при избыточном давлении:

Закрыть отверстие избыточного клапана дыхательного мешка респиратора УРАЛ-10 заглушкой, а противогаза КИП-8 проверочным приспособлением ПР-334;

Установить ручку переключающего крана индикатора в положение "+";

Создать в воздуховодной системе проверяемого противогаза избыточное давление;

При достижении стрелки контрольного устройства индикатора зоны "Г" шкалы переключить кнопку перекрывного клапана индикатора ИР-2 в положение "З". Если в течение 1 мин стрелка контрольного прибора не выйдет за нижний предел зоны "Г", воздуховодная система противогаза считается герметичной;

е) проверить непрерывную подачу кислорода:

Установить ручку переключающего крана индикатора ИР-2 в положение "Д", а кнопку перекрывного клапана в положение "З" и открыть вентиль баллона. Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 зафиксируется в пределах зоны "Д" шкалы, доза подачи кислорода установлена правильно;

ж) проверить сопротивление открытия избыточного (предохранительного) клапана дыхательного мешка:

Снять заглушку с избыточного клапана;

Установить ручку переключающего крана индикатора ИР-2 в положение "+", а кнопку перекрывного клапана в положение "З" и создать в воздуховодной системе противогаза избыточное давление. Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 находится в пределах зоны "С" шкалы (в области "Р" или "ИК КИП" - в зависимости от типа проверяемого противогаза), следовательно сопротивление открытия избыточного (предохранительного клапана) соответствует норме;

з) проверить работу легочного автомата:

Установить ручку переключающего крана в положение "-", а кнопку перекрывного клапана в положение "О" и создать разряжение в воздуховодной системе противогаза до момента срабатывания легочного автомата (появится характерный шипящий звук). Если стрелка контрольного устройства индикатора ИР-2 при работающем легочном автомате будет находиться в пределах зоны "С" шкалы (в области "Р" или "ЛА КИП" - в зависимости от типа проверяемого противогаза), следовательно легочный автомат исправен;

и) проверить работу механизма аварийной подачи кислорода (байпаса). Действия выполняются аналогично проверке N 1;

к) проверить исправность работы звукового сигнализатора:

Закрыть вентиль баллона;

Сделать несколько вдохов через патрубок соединительной кла-

панной) коробки. Если звуковой сигнализатор противогаза КИП-8 срабатывает при давлении кислорода 35-20 кгс/см 2 , следовательно он считается исправным. Для респиратора Урал-10 исправность фиксируется по срабатыванию звукового сигнализатора;

л) проверить герметичность соединения противогаза, находящиеся под высоким давлением. Действия выполняются аналогично проверке N 1;

м) определить запас (давление) кислорода в баллоне. Определяется при открытом вентиле баллона по показанию манометра.

1.6. Проверка N 2 дыхательного аппарата

Проверка N 2 дыхательных аппаратов проводится в объеме и последовательности, предусмотренными настоящим Наставлением для проверки N 1 этих же аппаратов.

1.7. Если при проверке N 1,2 противогазов (дыхательных аппаратов) будут обнаружены неисправности, которые не могут быть устранены владельцем, они выводятся из боевого расчета и направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный противогаз (дыхательный аппарат).

1.8. Проверка N 3 противогаза

Проверка N 3 противогаза включает:

Разборку, осмотр, промывку, чистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку противогаза. Эти операции проводятся в соответствии с техническим описанием (руководством по эксплуатации) на противогаз;

Проверку масок (шлем-масок) и регенеративных патронов на герметичность;

Обезжиривание деталей, работающих под давлением кислорода, и определение их годности;

Разборку воздухораспределительной системы (клапанная коробка, дыхательный мешок, избыточный клапан, звуковой сигнал и регенеративный патрон);

Разборку узлов кислородораспределительной системы (запорный вентиль кислородного баллона, редуктор, легочный автомат, манометр);

Ремонт и замену изношенных частей. Фильтры, прокладки, клапаны, эбонитовые подушки и все резиновые уплотнительные прокладки, как правило, заменяются;

Снаряжение противогаза после полной сборки, его регулировку и проверку N 2.

Примечание. Запрещается применять масла для смазки узлов и де талей противогаза.

1.9. Проверка N 3 дыхательного аппарата.

Проверка N 3 дыхательного аппарата предусматривает:

Разборку, осмотр, промывку, чистку, дезинфекцию, регулировку узлов и сборку дыхательного аппарата. Эти операции проводятся в соответствии с техническим описанием (руководством по эксплуатации) на дыхательный аппарат;

Проверку панорамных масок (лицевых частей), легочного автомата, разъемов, редуктора, вентилей баллонов, спасательного и сигнального устройств (для АИР), включателя резерва воздуха и зарядного штуцера (для АСВ);

Ремонт и замену изношенных частей. Фильтры, прокладки, клапаны и все резиновые уплотнительные прокладки и кольца, как правило, заменяются;

Снаряжение дыхательного аппарата после полной сборки, его регулировку и проверку N 2.

2. Правила и порядок проведения чистки и дезинфекции противогазов и дыхательных аппаратов.

2.1. При чистке противогаза проводится:

Промывка теплой водой, протирка влажной ветошью и просушка лицевой части, корпуса противогаза, блока легочного автомата с редуктором, соединительной (клапанной коробки), избыточного клапана дыхательного мешка, звукового сигнализатора и все металлические части;

Сборка и переснаряжение.

2.2. При чистке дыхательного аппарата проводится:

Неполная разборка;

Промывка теплой водой и просушка деталей и узлов;

Сборка и переснаряжение.

2.3. При дезинфекции противогаза проводится:

Неполная разборка противогаза;

Промывка теплым мыльным раствором маски, пробки, наружной поверхности дыхательного мешка;

Промывка теплой водой внутренних полостей дыхательных шлангов, соединительной (клапанной) коробки, дыхательного мешка, звукового сигнализатора;

Протирка наружных частей противогаза влажной ветошью;

Протирка внутренней части маски этиловым спиртом ректификованным;

Опускание клапанов, пружин и фитингов в дезинфицирующую жидкость:

Заливание дезинфицирующей жидкости на 2-3 мин в дыхательные шланги, дыхательный мешок, соединительную (клапанную) коробку и звуковой сигнализатор;

Промывка теплой водой узлов и деталей противогаза и просушка их в сушильных шкафах при температуре 40-50 О С;

Сборка и переснаряжение.

2.4. При дезинфекции дыхательного аппарата проводится:

Неполная разборка;

Промывка теплой водой деталей и узлов;

Протирка дезинфицирующим раствором внутренней части маски, промывка и просушка ее в сушильном шкафу при температуре 40-50 О С;

Промывка легочного автомата этиловым спиртом ректификованным и продувка его продувка его подогретым воздухом. Дезинфекции также подвергается спасательное устройство аппарата после каждого применения.

Примечание. Порядок неполной разборки противогазов (дыхательных аппаратов) определяется заводскими инструкциями по эксплуатации.

Оборудование постов и баз ГДЗС должно быть предельно функциональным и предназначаться для проведения качественного обслуживания, содержания и хранения СИЗОД. При этом главный критерий содержания изолирующих аппаратов – безопасность проводимых на базах работ по техническому обслуживанию.

Без проведения технических обслуживаний СИЗОД невозможно своевременно, еще до возможных поломок выявить неисправности, которые могут стать причиной отказа работы КИП или АСВ, невыполнение поставленной боевой задачи, человеческим жертвам. Не допустить подобных последствий позволяет правильная эксплуатация оборудования баз и постов ГДЗС, полное и своевременное ТО СИЗОД.

Рис 4.17. Технологическая схема обслуживания СИЗОД

Дезинфекция
Промывка
Ремонт Сушка

Выдача в На хранение


боевой расчет

Проверка №1; _ _ _ _ проверка №2.

Чтобы работа в СИЗОД была безопасной, боевая задача успешно выполнена звеном ГДЗС, газодымозащитнику необходимо знать и соблюдать определенные требования безопасности при работе, порядок включения в СИЗОД.На этом основана организация звена ГДЗС,исходя из этого оснащается звено ГДЗС,изменяется его состав.

Проверка № 2 проводится после замены баллонов, после проверки № 3, дезинфекции, закрепления аппарата за газодымозащитником, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени аппаратом не пользовались.

Проверка № 2 дыхательного аппарата производится в объеме и последовательности, предусмотренными Наставлением по ГДЗС для проверки № 1 этого же аппарата.

Если в ходе проверок 1 и 2 дыхательных аппаратов будут обнаружены неисправности, они выводятся из боевого расчета и направляются на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный дыхательный аппарат.

При проведении проверки №2 необходимо:

проверить исправность лицевой части;

проверить исправность аппарата в целом;

проверить наличие избыточного давления в подмасочном пространстве;

проверить величину давления, при котором срабатывает сигнальное устройство;

проверить герметичность линий высокого и редуцированного давления;

проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха;

проверить герметичность воздуховодной системы с подключенным спасательным устройством (при его наличии);

проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха легочного автомата;

проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха легочного автомата спасательного устройства;

проверить исправность редуктора;

проверить давление воздуха в баллоне (баллонах).

Проверку исправности лицевой части произвести визуально. Если лицевая часть полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной.

При проверке аппарата в целом необходимо проверить надежность крепления подвесной системы, баллона (баллонов) и манометра, убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей, а также надежности соединения лицевой части с легочным автоматом. Осмотр металлокомпозитных баллонов фирмы "Luxfer" проводить в соответствии с инструкцией "Правила, порядок технического освидетельствования, критерии отбраковки и порядок ремонта металлокомпозитных баллонов Luxfer Gas Cylinders", а баллонов НПП "Маштест" в соответствии с паспортом 11МТ.00.000РЭ и руководством по эксплуатации 11МТ.00.000РЭ.

Проверка наличия избыточного давления в подмасочном пространстве лицевой части проводить системой СКАД-I в соответствии с руководством по эксплуатации системы.

Избыточное давление должно быть 300…450 Па.

Проверку величины давления, при котором срабатывает сигнальное устройство, производить в соответствии с п.3.1.4 настоящего Руководства.

Проверка герметичности линий высокого и редуцированного давления проводить системой СКАД-I в соответствии с руководством по эксплуатации системы.

Проверку исправности легочного автомата и клапана выдоха лицевой части проводить согласно п.3.1.3

Для проверки герметичности воздуховодной системы с подключенным спасательным устройством подключить штуцер шланга спасательного устройства к адаптеру. Выключить основной легочный автомат. Открыть вентиль баллона и заполнить воздуховодную систему аппарата воздухом. Закрыть вентиль и выдержать систему в течение 1 минуты, следя за показаниями манометра аппарата. Система считается герметичной, если падение давления не превысило 1 МПа.

Для проверки исправности устройства дополнительной подачи воздуха открыть вентиль баллона (баллонов) и, нажимая на рычаг управления в направлении "Вкл." включить дополнительную подачу. Если прослушивается характерный звук потока воздуха, устройство считается исправным. Закрыть вентиль баллона.

Для проверки исправности устройства дополнительной подачи спасательного устройства открыть вентиль баллона (баллонов) и нажать на кнопку дополнительной подачи. Если прослушивается характерный звук потока воздуха, устройство считается исправным. Закрыть вентиль баллона.

Проверка исправности редуктора проводить системой СКАД-I в соответствии с руководством по эксплуатации системы.

Редуктор считается исправным, если редуцированное давление составляет 0,7…0,85 МПа.

Проверить давление воздуха в баллоне (баллонах) по показанию манометра аппарата, открыв и закрыв вентиль (вентили) баллона (баллонов) при выключенном легочном автомате. При заступлении на боевое дежурство давление воздуха в баллоне (баллонах) должно быть не менее 24,5 МПа. Давление воздуха в баллоне (баллонах) аппарата необходимо контролировать с учетом температуры окружающего воздуха в соответствии с "Наставлением по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России" 1996г (Приложение 13, таблица 2).

Рабочая проверка - вид технического обслуживания СИЗОД, проводимого в целях оперативной проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов. Выполняется владельцем дыхательного аппарата перед каждым включением в СИЗОД. На ее проведение командиром звена ГДЗС (руководителем занятий) подается команда: «Звено, дыхательные аппараты проверь!» После выполнения проверки газодымозащитник докладывает командиру звена ГДЗС о давлении кислорода (воздуха) в баллонах и готовности к выполнению задачи: «Газодымозащитник Петров к включению готов, давление 280 атмосфер!»

Рабочая проверка дыхательного аппарата со сжатым кислородом проводится при закрытом и открытом вентиле баллона.

  • 1. При закрытом вентиле баллона :
    • - вынуть маску из сумки; провести ее внешний осмотр; вынуть пробку из патрубка соединительной (клапанной) коробки;
    • - поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов. Если при вдохе слышен звук сигнала, сигнализатор считается исправным;
    • - пережать шланг вдоха и силой легких создать разрежение в системе аппарата до возможного предела. Если дальнейшее разрежение в системе невозможно, клапан выдоха считается исправным;
    • - пережать шланг выдоха и силой легких попытаться создать давление в системе аппарата. Если выдох невозможен, клапан вдоха считается исправным;
    • - сделать несколько выдохов в систему аппарата и наполнить дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана: если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным.
  • 2. При открытом до отказа вентиле баллона :
    • - проверить работу механизма постоянной подачи кислорода: если слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;
    • - сделать несколько глубоких вдохов из системы аппарата: если появляется резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, легочный автомат считается исправным;
    • - по показанию манометра проверить давление кислорода в баллоне.

Рабочая проверка дыхательного аппарата со сжатым воздухом проводится при закрытоми открытом вентиле баллона.

Вынуть из сумки и провести внешний осмотр маски: если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения элементов, она считается исправной.

Плотно приложить маску к лицу и попытаться сделать вдох: если при вдохе создается большое сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 с, дыхательный аппарат считается герметичным.

Открыть до отказа вентиль баллона и приложить маску к лицу, сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха: если не ощущается сопротивление дыханию, легочный автомат и клапан выдоха считаются исправными.

Закрыть вентиль баллона и нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха: если при давлении воздуха в баллоне 5,0±1,0 МПа (50±10 кгс/см 2) слышен звуковой сигнал, звуковой сигнализатор считается исправным.

По показанию манометра проверить давление воздуха в баллоне.

Проверка № 1 - вид технического обслуживания, проводимого для проверки исправности и правильности функционирования (действия) узлов и механизмов дыхательного аппарата. Проводится владельцем СИЗОД под руководством начальника караула (в службе пожаротушения старшего дежурной смены) непосредственно перед заступлением на дежурство, перед проведением тренировочных занятий в свободное от несения караульнойслужбы (дежурства) время, после использования СИЗОД, после проверки № 2, дезинфекции, замены регенеративных патронов и кислородных (воздушных) баллонов, первичного закрепления СИЗОД за газодымозащитником, а также не реже одного раза в месяц, если в течение этого времени СИЗОД не пользовались.

При заступлении на дежурство давление кислорода (воздуха) в баллонах СИЗОД должно быть не менее:

  • - в баллонах ДАСК - 15,4 МПа (160 кгс/см 2);
  • - в баллонах ДАСВ - 25,4 МПа (260 кгс/см 2).

Результаты проверки заносятся в журнал регистрации проверок № 1 (табл. 6.6, 6.7). Срок архивного хранения журнала - 1 год. Проверку резервных СИЗОД осуществляет командир отделения.

Таблица 6.6

Журнал регистрации проверок № 1 ДАСК

Первый лист

Список личного состава, за которым закреплены ДАСК

Примечание. Список личного состава, за которым закреплены ДАСК, располагается на первой странице журнала либо с оборотной стороны титульного листа.


Примечание.

Журнал регистрации проверок № 1 ДАСВ

Первый лист

Список личного состава, за которым закреплены ДАСВ


Примечание. Список личного состава, за которым закреплены ДАСВ, располагается на первой странице журнала, либо с оборотной стороны титульного листа.


Примечание. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, опечатан и зарегистрирован в подразделении. После заполнения всех страниц журналы хранятся один календарный год.

Проверка № 1ДАСК производится при открытом и закрытом вентиле баллона.

  • 1. При закрытом вентиле кислородного баллона:
    • - проверить чистоту металлических и резиновых частей, исправность маски или шлем-маски, подгонку ремней, надежность закрытия замков крышки и крепления выносного манометра на плечевом ремне;
    • - поднести патрубок соединительной (клапанной) коробки ко рту и сделать несколько вдохов и выдохов: если при вдохе слышен звук сигнала, звуковой сигнализатор считается исправным;
    • - пережать шланг вдоха и силой легких создать разрежение в системе аппарата до возможного предела: если дальнейшее разрежение в системе невозможно, клапан выдоха считается исправным;
    • - пережать шланг выдоха и силой легких попытаться создать давление в системе аппарата: если выдох невозможен, клапан вдоха считается исправным;
    • - силой легких создать разрежение в системе аппарата до возможного предела: если после задержки дыхания на 3-5 с дальнейшее разрежение в системе невозможно, ДАСК герметичен;
    • - сделать несколько выдохов в систему аппарата и наполнить

дыхательный мешок воздухом до момента срабатывания избыточного клапана: если избыточный клапан открывается без сопротивления выдоху, он считается исправным.

  • 2. При открытом до отказа вентиле баллона:
    • - поднести к соединениям ДАСК, находящимся под высоким давлением, тонкий тлеющий фитилек: если отсутствует усиление горения фитилька, соединения аппарата, находящиеся под высоким давлением, считаются герметичными;
    • - проверить работу механизма постоянной подачи кислорода: если через соединительную (клапанную) коробку слышен слабый шипящий звук поступления кислорода в дыхательный мешок, механизм считается исправным;
    • - сделать несколько глубоких вдохов из системы аппарата до срабатывания легочного автомата: если появляется резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, легочный автомат считается исправным;
    • - нажать на кнопку байпаса: если слышен резкий шипящий звук кислорода, поступающего в дыхательный мешок, байпас считается исправным;
    • - по показанию манометра определить давление кислорода в баллоне.

Проверка № 1ДАСВ проводится с применением контрольно-измерительных приборов в соответствии с методикой использования этих приборов.

Перед началом проверки № 1 следует провести проверку герметичности контрольно-измерительного комплекса на избыточное давление и разрежение.

Последовательность проверки.

  • 1. Проверить исправность маски. Проверка маски производится визуально. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной.
  • 2. Провести осмотр аппарата. При осмотре аппарата необходимо проверить надежность крепления подвесной системы, баллона (баллонов) и манометра, убедиться в отсутствии механических повреждений узлов и деталей, а также надежности соединения маски с легочным автоматом. Осмотр металлокомпозитных баллонов проводить в соответствии с инструкцией.
  • 3. Проверить подмасочное давление. Оно должно быть в пределах от 250 до 400 Па.
  • 4. Проверить герметичность системы высокого и редуцированного давления (без спасательного устройства и со спасательным устройством).
  • 5. Проверить величину давления, при котором срабатывает звуковой сигнализатор. Алгоритм проведения проверки аналогичен соответствующему пункту рабочей проверки.
  • 6. Проверить герметичность воздуховодной системы (основной и спасательного устройства). Закрыть вентиль баллона, включить секундомер и по манометру аппарата следить за изменениями давления в системе. Если в результате проверок падение давления воздуха в системе за 1 мин не превышает 1 МПа (10 кгс/см 2) с подключенным спасательным устройством и 2 МПа (20 кгс/см 2) с отсоединенным спасательным устройством, аппарат считается герметичным.
  • 7. Проверить исправность легочного автомата (основного и спасательного устройства). Подсоединить дыхательный аппарат к контрольной системе. Открыть вентиль баллона, насосом создать разрежение до срабатывания легочного автомата. Контролировать показания мановакуумметром контрольной системы. Легочный автомат и клапан выдоха считаются исправными, если величина избыточного давления в подмасочном пространстве составляет 250-400 Па, и отсутствует утечка воздуха через клапан выдоха.
  • 8. Проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха. Для проверки исправности дополнительной подачи включить легочный автомат, открыть вентиль баллона, нажать кнопку включения дополнительной подачи (байпас). Если прослушивается характерный звук потока воздуха, устройство считается исправным. Закрыть вентиль баллона.
  • 9. Проверить исправность газового редуктора. Подключить дыхательный аппарат к контрольной системе через адаптер спасательного устройства, открыть вентиль баллона и измерить редуцированное давление по манометру контрольной системы. Редуцированное давление должно быть в пределах от 0,6 до 0,9 МПа.
  • 10. Проверить давление воздуха в баллоне. При заступлении на дежурство давление в баллоне дыхательного аппарата должно быть не менее 260 атм.

Проверка №2 на базе ГДЗС - вид технического обслуживания, проводимого в установленные календарные сроки, в полном объеме и с заданной периодичностью, но не реже одного раза в год. Проверке подлежат все СИЗОД, находящиеся в эксплуатации и в резерве, а также требующие полной дезинфекции всех узлов и деталей.

Разборка и сборка СИЗОД проводятся на раздельных столах. Представление СИЗОД на проверку осуществляется подразделениями в соответствии с графиком, разрабатываемым старшим мастером (мастером) ГДЗС и утверждаемым начальником газодымозащитной службы. График предусматривает очередность представления СИЗОД по месяцам с указанием их заводских номеров.

Для новых СИЗОД проверка впервые проводится после окончания гарантийного срока, установленного предприятием-изготовителем для данного образца. При ее проведении в обязательном порядке проводится неполная разборка СИЗОД и его узлов с целью профилактического осмотра деталей и частей, проверки их состояния и замены.

Проверка проводится на базе ГДЗС старшим мастером (мастером) ГДЗС. В случае отсутствия штатного старшего мастера (мастера) ГДЗС эти обязанности возлагаются на другого сотрудника ГПС, который должен иметь специальную подготовку в объеме, предусмотренном для старшего мастера (мастера) ГДЗС, и соответствующий допуск.

Результаты проверок записываются в журнал регистрации годовых проверок и в учетную карточку на СИЗОД, делается также отметка в годовом графике проверок.